1.5.2.
Воспитательная система, дополнительное образование, внеклассная и внеурочная
деятельность.
Воспитательная
система– это упорядоченная
целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых
обуславливает наличие у учреждения образования способности целенаправленно и
эффективно содействовать развитию личности учащихся.
Структура воспитательной системы:
·
цели (идеальная, перспективная, текущая);
·
деятельность, обеспечивающая реализацию целей (в том числе системообразующая);
·
субъекты деятельности (активные и пассивные);
·
отношения;
·
среда системы, освоенная субъектом;
·
управление.
Концепция
воспитательной системы
I.
Исходное состояние воспитательной системы.
1.1. Основные параметры
образовательного учреждения.
1.2. Воспитательный потенциал образовательного учреждения и окружающей его
среды.
1.3. Достижения, традиции, недостатки и проблемы в воспитании
учащихся.
II.
Проектируемое состояние воспитательной системы.
2.1. Теоретико – методологические основы системы.
2.2. Ценностные ориентиры системы:
·
ценности;
·
цели и задачи;
·
принципы построения воспитательной системы.
·
2.3. Механизм функционирования системы:
·
функции системы;
·
системообразующие виды деятельности;
·
педагогические технологии построения совместной деятельности, общения и
отношений;
·
управление и самоуправление системой;
·
внутренние и внешние связи системы;
·
кадровое, организационно-нормативное, научно-методическое, психологическое и
финансово-материальное обеспечение.
2.4. Этапы построения системы.
2.5. Критерии, показатели и способы изучения
эффективности воспитательной системы.
Воспитательная
система
Цель: создание
оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации личности ученика
– личности психически и физически здоровой, гуманной, духовной и свободной,
социально мобильной, востребованной в современном обществе.
Задачи:
•организация единого
воспитательного пространства, разумно сочетающего внешние и внутренние условия
воспитания школьников, атмосферу школьной жизни, отношения между членами
микрогрупп;
• развитие
самоуправления школьников, предоставление им реальной возможности участия в
управлении образовательным учреждением, в деятельности творческих и
общественных объединений различной направленности;
• содействие
формированию сознательного отношения учащихся к своей жизни, здоровью, а также
к жизни и здоровью окружающих людей;
• вовлечение учащихся
в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации
личности;
• создание условий для
участия семей учащихся в воспитательном процессе, развития родительских
общественных объединений, повышения активности родительского сообщества;
привлечение родительской общественности к участию в соуправлении школой;
• воспитание учеников
в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека,
гражданственности, патриотизма.
Принципы
воспитательной работы:
1.
Личностно-ориентированные:
•
целостное развитие (физическое, интеллектуальное, духовное);
•
психологический комфорт (атмосфера раскрепощенности, уважения, успешности,
достижения поставленной цели);
•
адаптивность ("Школа – мой дом!”).
2.
Культурно-ориентированные:
•
смысловое отношение к окружающему миру;
•
опора на культуру как на основу мировоззрения;
•
толерантность;
•
целостная картина мира.
3.
Деятельностно-ориентированные:
•
овладение деятельностью (целеполагание, контроль, опора на самостоятельное
развитие);
•
креативность.
Предполагаемые
результаты
• создание системы
духовно- нравственного воспитания в школе;
• создание единого
воспитательного пространства школы;
• внедрение передовых
форм и методов воспитания;
• формирование у
учащихся чувства гордости, любви к Родине, родному
городу;
• развитие
ученического самоуправления, активизация творческого потенциала учащихся;
• активное
взаимодействие с родителями и общественными организациями для решения
воспитательных задач;
• успешная
социализация учащихся.
Механизм
функционирования воспитательной системы:
1-4
класс
Ведущая
деятельность - творческо-познавательная. Взрослые и дети взаимодействуют,
реализуя творческие проекты.
5-7
класс
Ведущая
деятельность - коллективно- творческая деятельность, способствующая интеграции
учебной, внеклассной и внешкольной работы, формированию индивидуальных
способностей учащихся, их стремление к реализации. Участие в работе школьного
музея Боевой славы, акциях, традиционных праздниках, трудовых десантах,
спортивных мероприятиях являются одним из ведущих способов воспитания и
самовоспитания личности в школе.
8-11класс
Ведущая
деятельность - учебно- профессиональная деятельность личностной и общественно-
значимой направленности. Старшеклассники реализуют свои способности в
реализации социально – значимых и правовых проектах, т.к. это является основной
сферой применения самоуправленческих навыков, в организации и
проведении традиционных мероприятий.
|